Всеволод
Дмитриев
художественный
критик
1889-1919

"Аполлон"( ХЛ) № 1 – 2, 1914

Рецензия на книгу "La peinture chinoise au Musee Cernouchi", Paris, 1914.   (Китайская живопись в Музее Чернуши. Париж, 1914)

 

"La peinture chinoise au Musee Gernuschi".  Avril – Juin 1912 par Еdouard Chavannes et Raphael Petrucci  van Oest et Cie. Ed. Bruxelles, Paris. 1914  48 fr.

 

Китайское искусство является первым томом  «Ars Asiatica» -  непериодического вестника материалов и трудов по изучению восточных искусств. Дело это, руководимое Н.Н.Голубевым, сыграет несомненную роль в нашем познании Азии, в частности – оно может сослужить большую службу для русского художественного самоопределения.В 1912 году, летом, в Музее Чернуски в Париже, была организована выставка наиболее характерных произведений китайского творчества (144 номера), взятых из собраний Парижа, Брюсселя и Лондона (главным образом из частных коллекций).  Вышеназванное издание является отчасти ее каталогом. К книге приложен общий список свитков (как известно, художники Небесной Империи писали по шелку), важный для проверки некоторых дат и атрибуций, но, конечно, главная ценность издания заключена в прекраснейших воспроизведениях целого ряда образцов китайского творчества (51 репродукция на отдельных листах, из них 4 в красках) и в сопроводительной статье. Авторы ее – Ed. Chavanne  и  R.  Petrucci, известные знатоки китайского искусства, выделив из произведений, бывших на выставке, те, которые могли бы служить как бы гранями для всестороннего выяснения эпох китайского творчества, разбирают их с исчерпывающей детальностью, вооруженные превосходным знанием китайского письма и эстетики.

Труд этот предназначается главным образом для синологов и собирателей и если не дает нам объяснений, почему и чем манит нас китайская живопись, зато является отличным пособием к точному и ясному понятию исторических эволюций художественного творчества Небесной Империи, начиная с УШ и до ХУШ века, со времени Kou Kai-tche  вплоть до эпохи, эклектической и упадочной, императора Kien-long.

Прошлым летом (1913), в том же Музее под тем же руководством, состоялась выставка буддийского искусства – самых разнообразных видов скульптуры и живописи Индии, Китая, Японии и Тибета. Итоги этой выставки составят второй выпуск «Ars AsiaticaLExposition dArt Bouddique au  Musee Cernuschi en 1913». Ждем его с нетерпением, так как, наверное, это будет новый и крупный шаг, вводящий нас в ту темную область, необходимость познания которой ощущается ныне все настойчивее.

 

                                               Вс.Дм.