Всеволод
Дмитриев
художественный
критик
1889-1919

 ж-л  Аполлон (ХЛ) № 1 – 2, 1914

«КОСТРОМА» Исторический очерк Г. К. Лукомского и описание памятников художественной старины  Г. К. Лукомского. Издание Общины  Св. Евгения Красного Креста. СПБ.1913. Ц. 3 руб.

 

Г.К.Лукомский задается целью главным образом вызвать симпатии к художественному облику Костромы, к сохранившейся в нем  «старинке» и к удержавшемуся в этом затихшем городе до наших дней – бытовому укладу. И надо согласиться, что эта часть задачи выполнена мастерски.

Главы, посвященные описанию архитектурной внешности Костромы, дают иногда удачнейшее совмещение точного и тонкого анализа с художественной выпусклостью. Приведем для примера хотя бы одно место из описания Троицкой церкви: «Мягкие очертания бус (на кокошниках), тяг карнизных переходов, граней углов, притертых, как бы умышленно, рукой чуткого художника – дают впечатление  «вылепленности» всех форм постройки: и так очевидным становится, что в руках древнего мастера не было циркуля и линейки!» (стр.76) Одним метким указанием  Г.Лукомский вскрывает нам историческую причину и вместе с тем освещает нам красоту форм Троицкой церкви с новой и убедительнейшей силой. К такой же несомненной «удаче» книги мы относим отдел, заключающий обзор памятников Костромы ХУШ – Х1Х вв. Честь  «открытия» таких образцовых созданий отечественного строительства, как костромские – гауптвахта, пожарная каланча, Гостиный двор, Дом Дворянства – всецело принадлежит автору  «Костромы». Приходится только пожалеть, что маленькие, часто «смазанные», а потому и неубедительные снимки скорей разрушают наше очарование...

Но здесь мы принуждены сделать несколько упреков изданию. Печать поспешности и типографской небрежности лежит на всей книге, начиная с переплета, с множества корректурных недосмотров и кончая репродукциями, так часто мутными и в большинстве случаев дающими как раз обратное представление о Костроме, чем то, которое хочет нам внушить автор. Неудачной представляется нам и самая мысль – придать изданию облик  «Эрмитажа» Александра Бенуа. Что так прекрасно совпадало с нашим представлением – Эрмитаж, очень мало вяжется с Костромой...

Не вполне достигнутой кажется нам другая часть задачи, поставленная автором, - дать эстетический подход к стенописям костромских храмов, дать не только описание их с исторической стороны, но и со стороны их колорита, мастерства, концепции, техники и психологии создавших их живописцев. Ряд цитат исключительно из трудов Н.В.Покровского запутывает дело. Названный ученый как раз менее всего заботился об эстетическом «подходе», который  Г.Лукомский ставит своей целью, отсюда получается раздробленность и путаность страниц, посвященных разбору живописи Костромской школы.

Впрочем, Г.Лукомский в очень скромных размерах касается храмовых росписей – это скорей только дань современному увлечению древнерусским живописным творчеством, и потому книга сохраняет целостность.

Необходимо еще указать на важное значение данного издания, как   с п р а в о ч н и к а. Библиография книг и брошюр по истории Костромы и ее памятников составлена почти с исчерпывающей полнотой. Незаменима  «Кострома» и как   п у т е в о д и т е л ь. В конце книги приложен тщательно составленный указатель костромской старины. Незаменима  «Кострома» и как   п у т е в о д и т е л ь. В конце книги приложен тщательно составленный указатель костромской старины (сделано также краткое описание местных музеев и коллекций. Глава УП, «Прогулки по Костроме», облегчает туристу возможность быстрого и полного осмотра достопримечаительностей города и его ближайших окрестностей).

                                                  Вс.Дм.