Всеволод
Дмитриев
художественный
критик
1889-1919

ж-л "Аполлон"  (ХЛ) № 1, 1915

 

«СЕРОВЫ, АЛЕКСАНДР НИКОЛАЕВИЧ И ВАЛЕНТИН АЛЕКСАНДРОВИЧ»

Воспоминания В.С.Серовой. С приложением избранных статей А.Н.Серова. Изд. «ШИПОВНИК», СПБ.1914.Ц. 2 р. 25 к.

 

Посмертная выставка Серова, ее успех – показали настойчивое внимание русских художественных кругов к серовским достижениям. Разбираемая нами книга вышла в свет почти в одно время с открытием выставки. Это позволяет предполагать, что одной из целей ее являлось удовлетворение естественного желания всех, увлеченных творчеством художника, узнать жизнь и жизненный облик Серова. К сожалению,  «Воспоминания» в очень ограниченных размерах удовлетворяют это желание... Впрочем, и за такие скромные дары, как этот, русская художественная история должна быть благодарна их авторам. Воспоминания  И.Е.Репина, воспоминания В.С.Серовой, монографии И.Э.Грабаря и Н.Э.Радлова – все это разве не заставляет нас выделиь Серова, как баловня судьбы, из ряда русских художников, биографии которых в большинстве случаев не имеют даже и такого, более чем скудного запаса источников? Воспоминания В.С.Серовой касаются главным образом ранней молодости художника. Уже в таком весьма важном периоде в развитии Серова, как  «домоткановский», как только  «беглый очерк» (по словам самого автора, стр. 220), а далее, вплоть до самой смерти художника – пробел...

Таким образом, настоящая книга   и с т о р и ч е с к и  важна как материал только при изучении первых детских и смутных образований Серовского облика. Хочется верить, что  «Воспоминания В.С.Серовой»  явятся началом, «почином»  для ряда других, освещающих следующие, более значительные этапы творческого роста художника. Я думаю, излишне указывать на то, что лиц, близко соприкасавшихся с художником, знающих о нем, - это знание   о б я з ы в а е т  (тем более обязывает, что теперь с несомненностью определилось важное историческое значение Серова), обязывает сделать свои сведения общественным достоянием.

В книге приложено несколько снимков с произведений Серова. Недурно воспроизведенные (как хороша и вся внешность книги), они, однако, представляются нам мало отвечающими самому духу  «Воспоминаний» - очень личных, но искренних, часто запечатлевающих только минуту и случай, но запечатлевающих просто и образно, потому дающих порой драгоценную черту к уяснению духовного облика художника. К чему здесь столь известные всем юношеский автопортрет или  «Девушка с персиками», или карандашный портрет П.П.Чистякова? Рядом с повестью о детстве художника хотелось бы видеть несколько таких же бесхитростных и быстрых набросков самого Серова (хотя бы даже детского периода), а совсем не воспроизведения прославленных и тем самым как бы ставших   «официальными» созданий художника.