ж-л "Аполлон" (ХЛ) № 1, 1915
«СЕРОВЫ, АЛЕКСАНДР НИКОЛАЕВИЧ И ВАЛЕНТИН АЛЕКСАНДРОВИЧ»
Воспоминания В.С.Серовой. С приложением избранных статей А.Н.Серова. Изд. «ШИПОВНИК», СПБ.1914.Ц. 2 р. 25 к.
Посмертная выставка Серова, ее успех – показали настойчивое внимание русских художественных кругов к серовским достижениям. Разбираемая нами книга вышла в свет почти в одно время с открытием выставки. Это позволяет предполагать, что одной из целей ее являлось удовлетворение естественного желания всех, увлеченных творчеством художника, узнать жизнь и жизненный облик Серова. К сожалению, «Воспоминания» в очень ограниченных размерах удовлетворяют это желание... Впрочем, и за такие скромные дары, как этот, русская художественная история должна быть благодарна их авторам. Воспоминания И.Е.Репина, воспоминания В.С.Серовой, монографии И.Э.Грабаря и Н.Э.Радлова – все это разве не заставляет нас выделиь Серова, как баловня судьбы, из ряда русских художников, биографии которых в большинстве случаев не имеют даже и такого, более чем скудного запаса источников? Воспоминания В.С.Серовой касаются главным образом ранней молодости художника. Уже в таком весьма важном периоде в развитии Серова, как «домоткановский», как только «беглый очерк» (по словам самого автора, стр. 220), а далее, вплоть до самой смерти художника – пробел...
Таким образом, настоящая книга и с т о р и ч е с к и важна как материал только при изучении первых детских и смутных образований Серовского облика. Хочется верить, что «Воспоминания В.С.Серовой» явятся началом, «почином» для ряда других, освещающих следующие, более значительные этапы творческого роста художника. Я думаю, излишне указывать на то, что лиц, близко соприкасавшихся с художником, знающих о нем, - это знание о б я з ы в а е т (тем более обязывает, что теперь с несомненностью определилось важное историческое значение Серова), обязывает сделать свои сведения общественным достоянием.
В книге приложено несколько снимков с произведений Серова. Недурно воспроизведенные (как хороша и вся внешность книги), они, однако, представляются нам мало отвечающими самому духу «Воспоминаний» - очень личных, но искренних, часто запечатлевающих только минуту и случай, но запечатлевающих просто и образно, потому дающих порой драгоценную черту к уяснению духовного облика художника. К чему здесь столь известные всем юношеский автопортрет или «Девушка с персиками», или карандашный портрет П.П.Чистякова? Рядом с повестью о детстве художника хотелось бы видеть несколько таких же бесхитростных и быстрых набросков самого Серова (хотя бы даже детского периода), а совсем не воспроизведения прославленных и тем самым как бы ставших «официальными» созданий художника.