ж-л "Аполлон" (ХЛ), № 1, 1915
Г.К.ЛУКОМСКИЙ. Вологда в ее старине. Описание памятников художественной и архитектурной старины, составленное и изданное при участии членов Северного кружка любителей изящн. искусств. СПБ.1914.Ц. 3 р. 75 к.
Если мы сравним «Вологду» с «Костромой» (изданной тем же автором в 1913 году), то заметим существенные изменения в самом плане изданий. Там – в «Костроме» - основным желанием автора было «вызвать симпатии к художественному облику города и к сохранившейся в нем старине». Здесь же – в «Вологде» - «составитель надеется... что эта книга, если и не поможет выяснению исторических данных о возникновении тех или иных построек, то послужит, однако, некоторым подспорьем при обзоре памятников старины Вологды, а также даст впервые хотя бы краткие сведения о малооцененных до сих пор фресковых росписях, иконах и постройках эпохи Екатерининского, Александровского и Николаевского классицизма в Вологде.»*)
Задача «вызвать симпатии» уступает свое место другой – быть «подспорьем при изучении памятников старины». Скажем яснее: в «Костроме» важен был а в т о р, заражавший своим восхищением и заставлявший нас, читателей, «народ непосвященный», - близко почувствовать и полюбить эту «старину». В «Вологде» же – только с о с т а в и т е л ь, предоставивший нам самим преодолевать наше равнодушие «непосвященных» и вникать во все изобилие «кусочков старины», собранных с большим тщанием и трудолюбием. От «Костромы» к «Вологде» - это путь от «книги» к «путеводителю». Одновременно нам хочется и приветствовать это изменение, и жалеть... Приветствовать – так как нам кажется несомненным, что во всех областях русского искусства наступило время перейти от бессистемного «любования» и поверхностного «любительства» к историческому изучению и научному знанию. Жалеть... в данном случае жалеть о тех страницах «любования», что так удачно оживили и спаяли в одно целое «Кострому» и которых нет в «Вологде».
Как «введение» в научное изучение местной старины, «Вологда» вполне хороша. Здесь выполнена трудная, кропотливая, «черновая» работа по своду разбросанных по Вологде, ее закоулкам и окрестностям, драгоценных остатков истории и творчества – в единый м у з е й (и поражаешься – каким обильным, настойчиво требующим изучения музеем оказалась Вологда!). Всю важность труда оценит каждый, кому приходилось изучать какую-либо из областей прошлого нашего искусства и перед которым всегда непреодолимыми препятствиями вставали – скудость, отрывочность, недостаточность материалов и источников. Как за образчик полноты и добросовестности этого «путеводителя» и «справочника» по Вологодской старине укажем хотя бы его б и б л и о г р а ф и ю, называющую много новых или, вернее, забытых источников, извлеченных из Вологодских, Губернских, Епархиальных и Клировых Ведомостей.
Заканчивая нашу параллель между «Костромой» и «Вологдой» - укажем несомненное уже превосходство внешнего облика второго издания над первым. Более отвечающими задачам книги представляются нам и самый размер ее, и шрифт, и выбор бумаги, и, наконец, рисунок обложки, исполненный С.Чехониным.
Вс.Дм.
*)»Вологда», стр. 14