| | ЕВРЕЙСКОЕ ДЕТСТВО, РУССКАЯ ЮНОСТЬ
Предисловие публикатора
Григорий Иосифович Цейтлин («дядя Гриша») (1890 - 1971гг) – родной брат моей бабушки, Рахили Иосифовны Рубинштейн (1889 – 1971гг). Кроме брата, у бабушки были две сестры: тетя Аня (добрая и ласковая, зубной врач) и тетя Соня – существо сложное, со вздорным, непредсказуемым характером. В раннем детстве я побаивалась тети Ани: она считала своим долгом проверять, как у меня растут и меняются зубы. Запах и вкус шевелящихся во рту пальцев тети Ани (она перед этим протирала их спиртом) остался одним из воспоминаний о ней. Тетя Аня была замужем за дядей Иосифом (Езерским), аптечным провизором, жили они в маленьком домике на подмосковной станции Фабричная. Недалеко от них, в половине другого, продуваемого всеми ветрами строения, жила одинокая тетя Соня, враждовавшая с соседями. Помню живого козленка во дворе у тети Сони, его отняли у козы и дали мне (пятилетней) на руки – подержать, как ребенка. Сестры были бездетными, а единственный сын дяди Гриши Иосиф (Ося) все никак не женился, внуков не было. Дядя Гриша каждый день вставал на рассвете, садился в электричку и ехал к тете Соне, помогать ей по хозяйству. К нам в гости он приходил редко. Однажды он неожиданно привез и вручил бабушке маленький столик для рукоделия – может быть, остаток их общего родительского имущества? Столик до сих пор стоит у нас на даче. Моему младшему брату дядя Гриша несколько раз дарил соломенные картузы с козырьками, обтянутыми голубым ситцем. Брат их никогда не носил, но мы их использовали в игре: вставали друг напротив друга на расстоянии нескольких шагов и пытались набросить картуз на голову соперника, до десяти раз. Проигравший получал имя «Дядя Гриша». При повторной игре можно было стать «дважды (и трижды) дядей Гришей».
Воспоминание из моего отрочества: в теплый осенний день родители наняли машину и повезли бабушку на Фабричную – повидаться и, может быть, заранее попрощаться с сестрами: дальняя дорога и само общение уже были для них тяжелы. Меня и брата взяли с собой. Когда мы приехали, дядя Иосиф, добродушный старик с огромными белыми усами, работал в огороде, приводил в порядок опустевшие грядки. Тетя Аня вышла на крыльцо. Оба они были рады, хотя и смущены неожиданностью нашего появления. В домике было чисто убрано и тихо, как в музее… Первой умерла тетя Аня, вслед за ней тетя Соня. После этого дядя Гриша стал приходить к нам в гости регулярно, по субботам, в 9 утра (некоторые члены семьи в это время еще спали), неизменно с тортом, и очень скоро уходил. В одну из таких суббот он с волнением достал из сумки толстую рукопись и оставил на сутки - до следующего утра. В воскресенье ровно в 9 он пришел и унес папку, наотрез отказавшись продлить срок чтения. В доме был грудной ребенок (моя дочка ), мы были уставшие и замордованные. Тем не менее, все с интересом прочитали немалое количество страниц, передавая их друг другу, а мама после этого написала своему дяде восторженное письмо. Через двадцать лет после смерти дяди Гриши, когда я готовила к публикации в журнале "Новый мир" воспоминания Е.Г.Киселевой (см. на этом сайте), мама упрекнула меня: чужую старушку печатаешь, а про своего двоюродного дедушку забыла. Ося, сын дяди Гриши, как оказалось, сохранил заветную папку. Мама была на пенсии. Брат-программист научил ее пользоваться компьютером как пишущей машинкой.
Читая воспоминания дяди Гриши, с особой остротой я ловила нечасто мелькающую в них тень его третьей (по старшинству) сестры. Судя по рукописи, большой роли в его жизни она не играла. Они не были духовно близки: мучительные для него вопросы бабушка, вероятно, не воспринимала так остро. Бабушка любила рассказывать мне и брату о своем детстве, о поповской дочери Елене Ивановне, которая учила ее грамоте. Особое место в бабушкиных рассказах занимал отец Елены Ивановны, благочинный священник батюшка Синяков. Однажды во время урока он незаметно подошел сзади и положил свои огромные ладони ей на плечи. Она обмерла от страха. Батюшка с сочувствием сказал: «Что, девочка, одного только рака горе красит?» Заканчивая рассказ, бабушка неизменно прибавляла: «Умирать буду, не забуду этих слов». Батюшка Синяков стал любимым персонажем семейного предания, подросший брат то и дело ссылался на его мудрость. В юности бабушка училась несколько месяцев в г. Юрьеве (Тарту), где познакомилась со студентом Раевским. Он был «естественником», то есть, биологом. Всю жизнь бабушка хранила его письма, часто вспоминала о нем и о том, как отказалась выйти за него замуж. Раевский однажды спросил ее: «Рахиль Осиповна, за что евреев выгнали из Египта?» - «Их не выгнали, они сами ушли!», - ответила бабушка и обиделась. Не знаю, этот ли разговор решил дело, любил ли студент Раевский мою бабушку так сильно, как (теперь я понимаю) она любила его, и вообще, какова была его дальнейшая судьба. Могу только сказать, что через много лет после бабушкиной смерти мой взрослый брат, оторвавшись от телефонного разговора, без запинки ответил на вопрос, как звали Раевского – Георгий Евгеньевич. Готовя публикацию, я взяла на себя смелость разделить единый массив текста на несколько отдельных частей. Одна из таких глав («Погром») была опубликована в журнале «Родина» (2002 г № 4-5). Надеюсь, что предлагаемые воспоминания будут прочитаны и прокомментированы специалистами. Некоторые содержащиеся здесь свидетельства, как мне кажется, весьма ценны. Например - дружелюбные отношения присланных в г. Гомель казаков и евреев до того, как прозвучал официальный сигнал к погрому: «В городе появилась казачья часть. Донцы особой злобы к еврейскому населению не выказывали. Еврейские мальчишки ездили верхом на казацких лошадях, помогали их купать в Соже…» Или легенда о том, что Николай П в юности был влюблен в девушку по имени Лия Лившиц. Мои попытки выяснить что-либо у историков успеха не принесли. А ведь дядя Гриша говорит об этой любви мимоходом, как о факте, по-видимому, хорошо известном всем гомельским евреям начала ХХ века: «…Кто внушил незадачливому царьку такую жестокость? Столыпин, которого он называл своим ментором, или Лия Лившиц, в которую он был влюблен своей беспомнящей любовью? Столыпин, как известно, был убит евреем Богровым. Лия была отнята у наследника престола градоначальником». «Семейное» вступление я заканчиваю более официальной справкой о Григории Иосифовиче Цейтлине (она предваряла журнальную публикацию): «…Г.И. Цейтлин, инженер-энергетик по профессии, родился в селе Горы Горецкого уезда Могилевской губернии в очень бедной семье. Отец из-за плохого здоровья вынужден был уйти в город Гомель, где работал от случая к случаю то мелким служащим в конторе, то торговым агентом, а иногда давал частные уроки. Его заработков было недостаточно для содержания семьи даже в деревне, и жена держала мелкую лавочку в соседнем селе, куда каждый день, боясь оставить на ночь, носила весь свой товар в тяжелом заплечном мешке. По семейному преданию, эта женщина, славившаяся сильным и прямым характером, очень красивая в юности, предпочла незадачливого Иосифа Цейтлина другим женихам, потому что он был одним из потомков легендарного в тех краях книжника, богача и мецената Иошуа Цейтлина, личного друга князя Потемкина. Еврейская энциклопедия подтверждает, что ученик ребе Арье-Лейба Иошуа Цейтлин, помогавший князю Потемкину в качестве поставщика и подрядчика строить город Херсон и пытавшийся (правда, безуспешно) ходатайствовать перед Екатериной П о расширении прав евреев, умер в 1822 году в своем имении "Устье" в Могилевской губернии. До десяти лет Григорий Цейтлин с матерью и тремя сестрами жил в деревне, затем был отправлен к отцу в город. Вскоре в Гомель переехала вся семья, так как родной дом сгорел. Родители, едва сводя концы с концами, стремились дать детям полноценное образование и, прежде всего, научить их не только читать и писать, но и правильно говорить по-русски. Этот план полностью удался. Воспоминания Григория Иосифовича Цейтлина охватывают период от его раннего детства до конца революции. В них отчетливо видно, как герметическая национальная жизнь конца Х1Х-го - начала ХХ-го века взрывается изнутри, и еврейское детство автора и его ровесников резко переходит в русскую юность. Глава "Погром", которую иллюстрирует фотография из семейного альбома, упоминаемая в тексте, как раз описывает самый пик этого перелома…
Елена Ольшанская
Читать дальше >>>
| |
"… Один диспут врезался мне в память. Выступал сионист Владимир Жаботинский, доказывавший, что у евреев есть прошлое и должно быть будущее. Никакого отрыва прошлого от будущего он не допускал. Будущее народа он мыслил на его исторической родине, в Палестине. В то, что революция сможет решить еврейский вопрос, он не верил. Он с негодованием отвергал мысль, что евреи не способны к государственному строительству. Борьбу маленькой Иудеи с могущественным Римом он сравнивал с борьбой славян против татарского ига. Сравнение получалось в пользу Иудеи. Бундовец возражал, что кроме прошлого и будущего, есть еще и настоящее, а настоящее - это народные массы, которые борются за свои интересы. Подует дурной ветерок и сдует все эти массы без остатка…"
"Группа художников и литераторов, определяющая идеологию журнала, состоит из следующих лиц: А. Фон-Визен, Сергей Герасимов, Ник. Григорьев, Лев Жегин, К. Зефиров, К. Кадлубинский, Ник. Ливкин, Е. Машкевич, Вера Пестель, Амфиан Решетов, М. Родионов, Неол Рудин, С. Романович, А. Тришаров, П. Флоренский, Вас. Чекрыгин, Алексей Чернышев, Н. Чернышев, А. Шевченко, Е. Шиллинг…"
"Самые ранние воспоминания, конечно, отрывочны, и я не могу определить точно, к какому моему возрасту они относятся. Вот одно из них, относящееся, вероятно, к весне 1916 года: идут сборы на дачу. В детской, большой и ярко освещенной солнцем, стоит возбуждающий беспорядок. С кроватей сняты постели, и по всей мебели разбросаны вещи. Мама, тоненькая, черноволосая и очень смуглая, стоит в светлом длинном халате и распоряжается укладкой вещей в разные корзины и чемоданы.… "
|