Всеволод
Дмитриев
художественный
критик
1889-1919

ж-л   Аполлон (ХЛ)  № 8 – 10, 1917

 

Марк Азадовский. «Дневник художника. Неизвестный альбом Федотова» Изд. Редакции журнала «Русский библиофил».П. 1916 – «Из старых альманахов. Забытые рисунки Федотова». П.1916

 

Недостатки русской художественной культуры вообще особенно подчеркивались полнейшим отсутствием у нас какой-либо  научной   д и с ц и п л и н ы    в исследованиях. Мы поневоле скакали  «по верхам», нагромождая силлогизмы, рушили карточные домики гипотез лишь для того, чтобы вновь их создавать, так как ни у кого не было  «охоты» снизиться до работ более нудных и черновых, хотя и во сто крат более насущных и ценных, - т.е. детальных и кропотливых частичных изысканий; мы скакали по  «верхам», так как у нас не было научной дисциплины, которая   п о н у ж д а л а   бы нас, поскольку  мы притязаем на какое-либо общественное внимание к работам, возможно более трезвым и точным. История оценок Федотова, как это нам уже приходилось указывать – тому нагляднейший пример: в какие только ризы ни рядили этого  «одинокого зеваку»  все, кому лишь была охота и досуг!

Потому следует особенно приветствовать каждый    н а б л ю д а т е л ь н ы й  подход к нашей художественной истории, и в этом отношении Федотову наконец-то посчастливилось! После содержательных работ Н.И. Романова мы находим нового настойчивого наблюдателя путевой стези федотовских исканий в лице М.К.Азадовского.

Уже первая работа Марка Азадовского  «Дневник художника»  выгодно отличалась исчерпывающей осведомленностью в источниках и осторожным подходом к теме: правда, можно было упрекнуть автора в некоторой   н е в ы д е р ж а н н о с т и    эстетических оценок, слишком большой зависимости от наших признанных  «авторитетов», что придавало очерку вид скорее обстоятельной студенческой диссертации, чем научного изыскания. Этой зависимости во втором очерке того же автора – «Из старых альбомов» - значительно менее, однако и здесь некоторые оценки, на наш взгляд, страдают чрезмерностью и не обоснованы самими достоинствами того или другого рисунка. Однако, если те новые произведения Федотова, которые удалось отыскать Марку Азадовскому или в виде альбома, купленного у случайного продавца в одном из городков Восточной Сибири, или в виде репродукций в забытых альманахах 40-х годов, не прибавляют каких-либо особо неожиданных и ценных черт к уже  известному нам облику федотовского искусства, то самый факт работы Федотова в рядах других наших рисовальщиков (о чем мы раньше лишь   д о г а д ы в а л и с ь) – факт, теперь подтвержденный документальными данными – чрезвычайно показателен. В этом практическая ценность недавно вышедшего в свет очерка М.Азадовского.

                              Вс.Дм.