ж-л Аполлон (ХЛ) № 8 – 10, 1917
Марк Азадовский. «Дневник художника. Неизвестный альбом Федотова» Изд. Редакции журнала «Русский библиофил».П. 1916 – «Из старых альманахов. Забытые рисунки Федотова». П.1916
Недостатки русской художественной культуры вообще особенно подчеркивались полнейшим отсутствием у нас какой-либо научной д и с ц и п л и н ы в исследованиях. Мы поневоле скакали «по верхам», нагромождая силлогизмы, рушили карточные домики гипотез лишь для того, чтобы вновь их создавать, так как ни у кого не было «охоты» снизиться до работ более нудных и черновых, хотя и во сто крат более насущных и ценных, - т.е. детальных и кропотливых частичных изысканий; мы скакали по «верхам», так как у нас не было научной дисциплины, которая п о н у ж д а л а бы нас, поскольку мы притязаем на какое-либо общественное внимание к работам, возможно более трезвым и точным. История оценок Федотова, как это нам уже приходилось указывать – тому нагляднейший пример: в какие только ризы ни рядили этого «одинокого зеваку» все, кому лишь была охота и досуг!
Потому следует особенно приветствовать каждый н а б л ю д а т е л ь н ы й подход к нашей художественной истории, и в этом отношении Федотову наконец-то посчастливилось! После содержательных работ Н.И. Романова мы находим нового настойчивого наблюдателя путевой стези федотовских исканий в лице М.К.Азадовского.
Уже первая работа Марка Азадовского «Дневник художника» выгодно отличалась исчерпывающей осведомленностью в источниках и осторожным подходом к теме: правда, можно было упрекнуть автора в некоторой н е в ы д е р ж а н н о с т и эстетических оценок, слишком большой зависимости от наших признанных «авторитетов», что придавало очерку вид скорее обстоятельной студенческой диссертации, чем научного изыскания. Этой зависимости во втором очерке того же автора – «Из старых альбомов» - значительно менее, однако и здесь некоторые оценки, на наш взгляд, страдают чрезмерностью и не обоснованы самими достоинствами того или другого рисунка. Однако, если те новые произведения Федотова, которые удалось отыскать Марку Азадовскому или в виде альбома, купленного у случайного продавца в одном из городков Восточной Сибири, или в виде репродукций в забытых альманахах 40-х годов, не прибавляют каких-либо особо неожиданных и ценных черт к уже известному нам облику федотовского искусства, то самый факт работы Федотова в рядах других наших рисовальщиков (о чем мы раньше лишь д о г а д ы в а л и с ь) – факт, теперь подтвержденный документальными данными – чрезвычайно показателен. В этом практическая ценность недавно вышедшего в свет очерка М.Азадовского.
Вс.Дм.